Русские и Немцы через призму Достоевского

Ф.М.Достоевский. Портрет В.Г.Перова. 1872Раньше, когда у меня не было детей и я училась в университете, я могла

Swetlana Geier
Image by krusensternfoto via Flickr

позволить себе роскошь читать журнал“Spiegel“ каждую неделю. Каждый понедельник начинался с того с глянцевого, гладкого предвкушения радости, когда я доставала журнал из почтового ящика.

И половину дня я проводила за чтением этого чуда современной журналистики.

Теперь я покупаю его пару раз в год и читаю урывками несколько недель.

Вот и теперь, после бессонной ночи, проведенной над ВордПрессом, я позволила себе поваляться в постели целых 2 часа. Да, я декадентка, я знаю.)))

И о том, что же я за эти два часа вычитала в Шпигеле, хочу вам, друзья мои рассказать.

Светлана Гайер (87) – переводчица Достоевского, прославившаяся новыми переводами основных романов (так называемых „пяти слонов“) Ф. М. Достоевского на немецкий язык. Она родилась и выросла в Киеве. Пережила сталинизм и фашизм, получила образование в Германии, где и живет уже больше 60 лет.

Удивительные мысли высказывает эта женщина. Мысли о литературе, Достоевском, его переводах. А также мысли о русских и немцах, о фашизме и сталинизме, о внутреннем смысле языков и о том, как они создают нашу ментальность.

Возможно, я просто вошла в творческий раж этой ночью, но мне ее слова показались откровением. И я захотела с вами поделиться этим.

Шпигель: Чему Вы научились у Достоевского?

Светлана Гайер: „Преступление и Наказание“ – удивительный текст, как и все великие тексты, он имеет свой особый ритм. Этот ритм – „presto“, самый быстрый из существующих.

Но в последнем абзаце книги , в последних шести или семи строчках повторяется одно и то же слово несколько раз. Это слово „постепенный“. Медленное слово, медленное еще и своими двумя „н“.  По-немецки оно означает „allmählich“. Замечательное немецкое слово, кстати. То есть весь роман происходит в этом скоростном темпе, а в последнем абзаце слово „постоянный“ повторяется три раза. И это имеет особое значение. Жизнь – постепенна. Насилие быстро и неожиданно, а жизнь идет постепенно. „Allmählich“.

Ш. Вы вернулись в Киев лишь спустя 60 лет. Фильм „Женщина с пятью слонами“ рассказывает историю этого возвращения.

С.Г.: Я не вернулась, я посетила город.

Ш: Почему впервые за столько лет?

С.Г.: Мне было интересно, будет ли все так же, как во Франции, где мне говорят: „Мадам, Вы так хорошо говорите по-французски!“ Но нет, все было иначе. Я вернулась в Россию, как будто вошла в другую комнату. Тем не менее я не хотела бы там жить. Там где я, там Россия! Мне не нужно для этого садится на поезд.

Ш.: Что Вы имеете в виду, когда говорите: „Россия там, где я“?

С.Г.: Я думаю, что так было предопределено, что именно русские и немцы самым ужасным способом  друг с другом сталкиваются. Ни одна нация не занята друг другом так, как русские немцами и немцы русскими. И конечно же, русские, более бедные материально, обладают большей независимостью. Для немцев собственность обладает большой ценностью, даже для юного поколения. И язык оказывает в этом помощь. Немец живет благодаря своим вспомогательным глаголам „sein“ und „haben“ („быть“ и „иметь“). И если я  НЕ имею, то это не хорошо. (Und wenn ich nicht habe, dann ist es nicht gut).

Ш.: А в России?

С.Г.: По-русски я так даже и сказать не могу. Немец говорит: „Ich habe ein Haus“. Русский же скажет: „У меня дом“. Субъект исчезает! Если бы я не была русской, ради одного этого стоило бы русской стать. Вещи останавливаются у меня только на какое-то время! Разве это не великолепно! Если бы немцы только смогли это понять. Можно быть свободней! Все русские, живущие в сложных материальных условиях,.. я бы не хотела жить там с семьей, но они = свободнее!!

Ш.: И все это имеет свои корни в языке?

С.Г.: Язык и есть человек. Он не только выражает нечто, он формирует мышление. Язык = человек!

Reblog this post [with Zemanta]
Über Inna Ligum

Singer, Blogger & Writer

Veröffentlicht am 5. Mai 2010, in Русский vs Deutsch, Schreiben. Setze ein Lesezeichen auf den Permalink. Ein Kommentar.

Kommentar verfassen

